Санкции, падение доходов и дефицит бюджета, отсутствие инвестиций или их существенное сокращение – вот главные вызовы для экономики России, которые называют ведущие эксперты и аналитики для 2021 и следующих лет. Тревожные звоночки для экономического роста вовсе не отзвучали с боем курантов, скорее, первые рабочие недели нового года ознаменовались все более настойчивым звоном.
Чего ждать в ближайшем будущем – в материале Накануне.RU.
Слезли – не слезли?
Буквально в конце минувшей недели международное агентство S&P представило очередной свой прогноз по итогам пересмотра суверенного рейтинга России. Как и бывает в таких случаях, интереснее даже не сам рейтинг – ВВВ- (который считается "мусорным"), а комментарии, которые следуют в этом аналитическом исследовании. Из них становится понятно, что в ближайшие три года, то есть до 2024 года, ничего хорошего экономику нашей страны не ждет. Санкции, сокращение инвестиций, нарастающий дефицит бюджета и, как следствие, замедление экономического роста до минимальных значений. Короче говоря, не апокалипсис, но где-то близко.
При этом аналитики агентства, на выводы которых ссылается Finanz.ru, отмечают едва ли не главную проблему для дальнейшего развития страны. Такой проблемой является не пандемия, не недостаток денег в экономике и даже не пресловутые санкции Запада. Основным тормозом является качество институтов, которые сложились в России, от судебной власти до регуляторов и прочих административных органов. И вряд ли серьезно с этим тезисом кто-нибудь будет спорить, им выставлен низший балл из пяти возможных.
И даже действующие чиновники вроде Алексея Кудрина (глава Счетной палаты) критикуют и критиковали создавшуюся нетерпимую ситуацию с препонами для бизнеса, с коррупцией и т.д. и т. п. Подозревать Кудрина в каком-то искажении фактов было бы по меньшей мере странно, хотя к Кудрину вопрос в том, что он сам и является "архитектором" нынешней экономической модели и за время своего нахождения у власти ничего существенно в ней не улучшил.
Итак, по данным S&P, в 2020 году экономика России "упала" на 3,5% (вместо примерно такого же показателя по росту, которые ожидали официальные власти годом ранее), дефицит бюджета находится на уровне 4,7%, инвестиции сократились на 7,1%. Отметим для пропорции – снижение меньше, чем во многих "развитых" странах, это как бы плюс, но минус в том, что для нас такое снижение из-за структуры экономики и общего 10-летнего примерно топтания на месте или даже спада весьма и весьма существенно… Представьте, что вы десять лет были на "нуле" (или около того) и снова упали!
В нынешнем году, как утверждают американские аналитики, российская экономика прибавит до 2,9% роста ВВП, в 2022 году – 2,7% и затем рост упрется в 2-процентный порог. Это, наверное, в лучшем случае, если не прилетит очередной "черный лебедь".
Кстати, что бы ни говорили с самых высоких трибун о том, что экономика страны "слезла" с нефтяной и газовой трубы, факты свидетельствуют об обратном. Свежие данные: доходы от продажи нефти в январе-ноябре 2020 года снизились сразу на 40,9% (до 66,39 млрд долларов США). В декабре "Газпром" приводил аналогичные показатели по торговле газом, там падение близко к нефтяным показателям – на 44,4% до 19 млрд долларов США. Дальнейшие выводы – критично это или не столь критично, слезли мы с иглы или не слезли – каждый, думается, способен сделать самостоятельно.
Жизнь на вулкане
В общем, диспозиция для правительственных чиновников Михаила Мишустина на предстоящий год, мягко сказать, не выглядит обнадеживающей, есть и ряд других настораживающих факторов. Имеется один небольшой положительный фактор – постепенный и очень медленный конъюнктурный рост на рынке углеводородного сырья, но все пока слишком зыбко и очень неопределенно, даром что сделка ОПЕК+ как бы доказала свою эффективность. Здесь следует понимать, что в это же самое время в США снова начался рост сланцевой добычи, восстановление спроса на нефть и производные идет не так, как хотелось бы, и действует еще куча разных факторов, способных и подстегнуть, и обвалить рынки в ближайшей перспективе.
"Планы на этот год крайне сложные. Магистральная цель – восстановление доходов людей и спроса, поскольку залог успешного экономического развития – частное потребление. В повестке остро стоит вопрос не столько о сокращении госрасходов, сколько о росте отдачи от них (реформа институтов развития направлена как раз на это)", – отмечает экономист Никита Кричевский в тг-канале "Антискрепа". Доктор экономических наук отмечает с юмором типичную русскую "незыблемость жизни на вулкане", когда никто по большому счету не знает, чего ожидать уже завтра. То ли массовых банкротств, то ли повышения налогов, то ли пересмотра пенсионной системы, далее может сами прогнозировать, любой вариант завтра может появиться в повестке, если не придумают ничего хуже.
Если вы думаете, что мы пытаемся сгущать краски и слепо следовать прогнозам американцев для того, чтобы "очернить" действительность – ничего подобного. Ровно об этом предупреждают и представители крупного российского бизнеса, недавно о глобальных рисках для экономической ситуации предупреждал Алексей Мордашов, владелец и председатель совета директоров "Северстали".
"Мы страна, которая очень сильно зависит от экспорта-импорта. Если завтра это все остановится, то национальная экономика сожмется раза в два. Мы просто физически встанем, просто потому, что почти половина бюджета зависит от поступлений нефтегазового экспорта", – цитирует ТАСС выступление Мордашова на Гайдаровском форуме. Олигарх добавил, что сейчас не менее 50% русского ВВП связаны и завязаны на внешнюю торговлю.
Поэтому все рассуждения, что мы, мол, сами с усами и нам санкции "проклятого Запада" нипочем, потому что будет импортозамещение – это все-таки лучше оставить для записных пропагандистов на ТВ, реалисты и практики знают цену подобным рода заявлениям.
Энергетика, нефтегазовая, нефтехимическая промышленность, металлургия, машиностроение и еще ряд отраслей могут попросту остановиться в случае дальнейшей санкционной войны и различных геополитических обострений, считает Мордашов. При этом даже Китай с его огромной и не в пример лучше развитой экономикой вынужден учитывать подобного рода риск развития ситуации, что говорить о нашей "недокапиталистической недоэкономике"?
Кстати, в недавней статье заместителя руководителя Совбеза Дмитрия Медведева многие аналитики увидели именно что сигнал Западу и прежде всего США о необходимости снижения градуса противостояния. По мнению некоторых, Медведев готов стать тем человеком, с которым новая администрация США и их сателлиты в ЕС могли мы начать диалог о других принципах взаимодействия и работы. Вопрос – какая линия возобладает в Кремле и чего, собственно, ожидать в ближайшее время от Джо Байдена, точнее, его администрации? Судя по назначениям в заокеанские структуры последних дней (например, появление замгоссекретаря Виктории Нуланд), ничего хорошего такие кадровые решения для России не сулят. К власти приходят не то что "ястребы", а самые законченные русофобы и адепты усиления противостояния во всех сферах.
"Неэффективно разгромленный" Капитолий
Накануне.RU поговорило об ожидаемых событиях ближайшего будущего и возможных прогнозах на предстоящий год с Василием Колташовым, директором Института нового общества.
– S&P выпустило новый суверенный рейтинг России, и там весьма нехорошие комментарии. Что вы видите в этом?
– Надо понимать, что все такого рода рейтинги и исследования американских специалистов обычно очень сильно политизированы. Во-вторых, к методике подобных расчетов всегда есть вопросы – а будет ли это так на самом деле, а все ли учли и т.д. и т.п. Наверное, лучшим подтверждением моих слов будет то, что год-два назад выходили подобного же рода оценки и рейтинги, много из них сбылось?
– Это правда, но тогда ваша оценка состояния российской экономики в 2021 году? Чего нам всем ждать?
– Думаю, будет рост и не только в России, но и в целом ряде стран Евразии. И как раз рост этот будет обусловлен интеграционными процессами, которые идут сегодня на огромном пространстве – от России до Индии, в орбиту этого роста постепенно включаются даже такие страны, как Иран, например, или Пакистан. Разумеется, республики бывшего СССР не остаются в стороне, не все, но многие присоединяются. Так что я не совсем согласен с американскими экспертами, тем более, повторюсь, взгляд у них очень специфичный…
– Позвольте, а как так – у всех соседей дела вроде бы не лучшим образом обстоят, а на обозначенных вами территориях – рост? Это как понимать?
– То, что я и сказал – в России запускается план восстановления национальной экономики, в нем очень много пунктов, если все будет выполнено, то нас ждет рост. Последует отдача от реализации инфраструктурных проектов типа строительства высокоскоростных магистралей и дорог до дальнейшего развития и поддержки строительной сферы, в том числе за счет льготной ипотеки. Нам бы еще денег определенным категориям граждан добавить – добавить, в смысле, увеличить им заработную плату – это прежде всего учителя, врачи, работники детских садов, и главное – сделать это надо в регионах! Я бы, кстати, добавил бы и оклады для чиновников – опять же на местах. Рост государственных расходов на обозначенные цели может и должен обеспечить общий экономический рост!
– А это реально, вы видите предпосылки?
– Понимаете, когда мы столкнулись с коллапсом 2014-2016 гг., видимо, даже закоренелым "либералам" в правительственном блоке стало очевидно, что экономическая модель "нулевых" исчерпала себя. Просто не работает больше. И мне кажется, Правительство Мишустина, включая его самого, отлично это понимает сегодня. Без развития внутреннего спроса, без развития экономики нас ждет сценарий, который рисуют экономисты из S&P и прочих подобных агентств. К счастью, сама жизнь заставила нас отойти от прежней модели и повернуться в сторону развития национальной экономики.
– А как вам тезис о главном тормозе для экономики в виде институтов? Критика российских порядков звучит постоянно и внутри страны давно говорят о том же.
– Это после штурма Капитолия в Вашингтоне нас критикуют за неэффективность институтов? У нас Госдуму или Правительство пока, к счастью, никто не осаждает и не бегает там, громя все вокруг. Проблем предостаточно, но я еще раз повторю – оценки, звучащие из-за границы, зачастую слишком политизированы и потому необъективны. Я к ним так и отношусь, считаю, что мы увидим в ближайшее время рост, при этом санкции останутся и действующие, и, видимо, к ним прибавятся новые. Но нам нужно не на санкции оглядываться, а строить свою экономику и тогда все будет лучше, чем прогнозируют некоторые заокеанские "партнеры".
***
Добавим, что, наверное, одним из самых стратегически важных за последнее время стало заявление заместителя министра финансов Алексея Сазанова о том, что налоговая нагрузка не будет снижаться в обозримом будущем. Напротив, под налоговый пресс финансисты собираются загнать еще не охваченные этим "полезным делом" слои населения, включая, скажем, тех, кто сегодня бесконтрольно сдает квартиры внаем и ничего не платит в казну. В то же самое время среди населения и бизнеса нарастает глухой ропот из-за роста тарифов, возможного скачка цен на бензин и прочих малоприятных вещей в наступившем году.